Адрес места нахождения: 143401, Московская обл., г.Красногорск, бульвар Строителей, д. 4, корп. 1, секция "Г", этаж 12, офис 11
Почтовый адрес: 123181, г. Москва, а/я 17
Май 18, 2020 Просмотров: 1051
Малый бизнес уже хорошо осведомлен о мерах господдержки и в целом оценивает их выше среднего, следует из опроса компаний для расчетов индекса RSBI. Наиболее востребованными признаны меры в сфере госзакупок, аренды и кредитования — наименее же востребованы налоговые отсрочки, правительство уже готовится заменить их на полное списание за квартал пострадавшим компаниям. Регулярные опросы бизнеса о достаточности господдержки в условиях пандемии позволяют зафиксировать две тенденции: готовность правительства реагировать на обоснованные сигналы и сложность определить реальные потребности бизнеса из-за многообразия его деятельности и запросов недобросовестных игроков.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в целом хорошо осведомлены о мерах господдержки по смягчению последствий пандемии — лишь 10% предпринимателей не знают о таких мерах, тогда как около половины внимательно следят за изменениями. Такие показатели зафиксировал апрельский замер индекса RSBI (ежемесячное исследование настроений бизнеса проводит ПСБ совместно с «Опорой России» и агентством Magram). В нем приняли участие владельцы и менеджеры 1612 компаний МСП из всех регионов.

Наиболее эффективны, по мнению 57% респондентов, возможность отсрочки исполнения госконтрактов, изменение их стоимости и отсутствие штрафов за нарушение обязательств.

Также более половины респондентов положительно оценили беспроцентные кредиты на зарплаты, отсрочку по уплате госаренды, мораторий на банкротства и проверки. Наименее эффективной бизнес назвал трехмесячную отсрочку по налогам, что связано с общей неуверенностью малого бизнеса, пояснила исполнительный директор агентства Magram MR Наталья Турунова. «Все понимают, что по истечении отсрочки налоги все равно придется платить в полном объеме, в том числе и за эти месяцы»,— добавила она. Впрочем, как ранее заявил Владимир Путин, все налоги за второй квартал будут списаны — мера прорабатывается правительством.

Отношение бизнеса к мерам поддержки мало зависит от размера компаний, хотя средний бизнес на фоне большей устойчивости несколько выше оценивает их эффективность в отличие от малых и микрокомпаний.

При этом результаты многочисленных опросов бизнеса последних месяцев свидетельствуют о том, что предприниматели по-разному оценивают востребованность и эффективность мер поддержки. Так, согласно последнему мониторингу Центра стратегических разработок на конец апреля, наиболее востребованными у компаний сектора МСП были отсрочки по налогам, кредитам и соцвзносам, в целом у бизнеса — возможность изменять условия госконтрактов и освобождение от штрафов за валютные нарушения. Одновременно актуальный мониторинг уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова от 13 мая показал, что большинство компаний в пострадавших отраслях (не только МСП) не считают правительственные меры эффективными: наиболее востребованными при этом названы отсрочки по налогам, субсидии на зарплаты и снижение соцвзносов, наименее — послабления по госконтрактам, мораторий на банкротство и отсрочка госаренды. Невостребованность мер, как указывают в аппарате бизнес-омбудсмена, отчасти связана с их недоступностью — так, около 15% респондентов получили отказ в реструктуризации и получении новых зарплатных кредитов по формальным причинам,— но в ряде случаев недоступность господдержки объясняется и недобросовестностью самих компаний. Так, снижение соцвзносов не получило оценки в бизнес-среде из-за распространения теневой занятости.

Впрочем, разброс в оценках, очевидно, вызывается и отраслевой спецификой компаний — как показал проведенный СКБ «Контур» анализ продаж в апреле—мае, разброс нанесенного им остановкой экономики из-за эпидемии ущерба весьма велик. Так, продажи стройматериалов после резкого падения в начале самоизоляции на 60% восстановились и даже незначительно выросли по сравнению с 2019 годом (0,4%). Постепенно восстанавливаются продажи мебели (падение снизилось с 66% до 23%) и косметики (падение с 37% до 5%). Наиболее же пострадавшими отраслями стали торговля одеждой и обувью — спад ее оборотов до сих пор составляет 87%, общепит (71%) и книготорговля (62%), рекордный рост демонстрируют пока только продажи алкоголя, где обороты выросли на 14% в сравнении с сопоставимым периодом 2019 года.

Источник: Коммерсант